UPD Те самы ручки-рыбы, которые сразили меня на повал...стырено у Люмбрикус с ЖЖ
Вчера мы с rainning_man умудрились культурно выпить вот у этого чудесного здания.
Кронштадтский Николаевский Морской собор
историческое справко для собутыльника 8)
был построен в 1913 году как храм-памятник всем морякам, погибшим в бою или от ран, защищая Отечество. Морской собор стал храмом, где ежедневно поминались все моряки, отдавшие свою жизнь во славу России. Часть средств на строительство храма была пожертвована морскими чинами, ежегодно отчислявшими определенную долю своего содержания. На мемориальные доски, установленные внутри храма по периметру стен, были нанесены имена всех матросов и офицеров, от командира корабля до кочегара, погибших со времени основания флота, независимо от места их службы, времени и места гибели, даже независимо от национальности и вероисповедания. В соборе также хранились реликвии, связанные с историей флота.
Сегодня Кронштадтский Николаевский Морской собор, созданный для увековечения воинской славы и поминовения погибших героев, не является ни храмом, ни памятником. Храм Божий стоит опустевший и разоренный. Не сохранилось мраморных памятных досок с именами моряков Российского флота, до сих пор не найдены списки этих имен. Больше нет 16-ти колоколов и почти ничего не осталось от внутреннего богатого убранства. Военно-Морской Флот и Русская Православная Церковь должны объединить свои усилия для возрождения Кронштадтского Морского собора и восстановления его в прежнем статусе — главного собора Российского Флота. Для этого необходимо не только воссоздание утраченного великолепия внутреннего и внешнего убранства храма, но и возобновление совершения Божественной Литургии в стенах собора.
Идея создания Морского собора в Кронштадте
А начиналось все так.
21 сентября 1896 г. начальник Главного Управления кораблестроения и снабжений вице-адмирал Владимир Павлович Верховский отправил на имя протопресвитера военного и морского духовенства Александра Алексеевича Желобовского документ за № 14086 следующего содержания:
«Ваше Высокопреподобие Александр Алексеевич! Управляющий Морским Министерством, признавая настоятельно необходимым иметь в Кронштадте Морской военный Собор, находит полезным объявить конкурс на составление проекта. Сообщая об этом, прошу Ваше Преподобие не отказать уведомлением: каким условиям во внешнем и внутреннем устройстве должен удовлетворять будущий храм. В зависимости от времени получения условий на проект и других обстоятельств работы по возведению фундаментов могут начаться в 1897 г. Вместе с этим прошу не отказать в личных Ваших молитвах об условиях этого дела. Поручаю и себя Вашим молитвам. Искренне преданный и глубоко почитающий Вас (подпись) Верховский».
Аналогичный документ за № 14092 В. П. Верховский направил Главному командиру Кронштадтского порта вице-адмиралу Казнакову Николаю Ивановичу. В октябре 1896 г. Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н. И. Казнаков на имя Управляющего Морским Министерством вице-адмирала Тыртова Павла Петровича отправил докладную записку за № 7116 следующего содержания:
«Начальник Главного Управления кораблестроения и снабжений отношением от 21 сентября сообщил мне, что Ваше Превосходительство, признавая настоятельную необходимость иметь в Кронштадте Морской Собор, поручает мне предоставить Вашему Превосходительству 1) соображения свои и те условия для конкурса на проект собора, коим должен удовлетворять будущий храм и 2) доставить план местности в масштабе с обозначением того пространства, где должен стоять собор. Во исполнение приказания Вашего Превосходительства имею честь представить при сем докладную записку свою, в коей вместе с историческою справкою, ясно рисующею безутешное положение наших нижних чинов в религиозном отношении, приводятся и соображения мои о способе исполнения этого благого начинания. Вместе с запискою представляю и план местности с обозначением расположения Собора, а равно и пояснительную записку, составленную при инженер-строительной части порта. Подпись вице-адмирал Казнаков».
На эту докладную записку Управляющий Морским Министерством вице-адмирал П. П. Тыртов наложил резолюцию следующего содержания: «Главный командир говорил мне, что он на днях читал в газетах, что в Харькове освящен на днях храм почти такой же величины и стоивший немного больше 200 тысяч рублей. В строительной части, кажется, существует уже проект Собора. Пусть мне его покажут и доложат приближенно смету. Мое же предложение Главному командиру: удобнее и проектировать там, где думал строить Собор император Петр I».
Протопресвитер А. А. Желобовский по поводу этого Собора писал Великой княжне Марии Павловне:
«Ваше Императорское Высочество! С милостивого соизволения Вашего Императорского Высочества имею утешение представить при сем докладную записку о необходимости построения в Кронштадте морского военного Собора. Из ней Ваше Императорское Высочество изволите усмотреть вопиющую нужду создания для Кронштадтских моряков нового храма Божиего. Явите, Государыня Великая Княгиня, высокое и могучее содействие достижения святой цели, к которой целые десятки лет стремились и стремятся Христианские души воинов-моряков. Вашего императорского Высочества всепреданный слуга и усердный богомолец Протопресвитер Александр Желобовский. 5 августа 1896 г.».
Сбор средств и разработка плана собора
В сборе средств приняли участие все члены императорской фамилии, высшие государственные чиновники, предприниматели, простые люди скромного достатка. Наибольшая часть пожертвований была собрана моряками, которые с 1898 г. до 1913 г. отчисляли одну четверть процента от жалованья. Всего пожертвований было собрано 280 000 рублей.
В 1897-1898 гг. объявлялось два конкурса проектов, но 26 июля 1899 г. Николай II утвердил проект архитектора А. И. Томишко, в конкурсах не участвовавший. В 1900 г. был учрежден комитет по постройке храма под председательством Главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала С. О. Макарова. Проект Томишко трижды рассматривался в комитете, и, несмотря на высочайшее утверждение, был подвергнут критике. Николай II согласился с мнением комитета, и разработка проекта была поручена архитектору В. А. Косякову, построившему храм морского ведомства во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани и Морской собор в порту императора Александра III.
Косяков выехал в Стамбул, где сделал обмеры и зарисовки знаменитого храма св. Софии. Весной 1901 г. один из его проектов был одобрен комитетом и утвержден Николаем II. Место для собора было выбрано ещё в 1898 г на Якорной площади.
Строительство Морского собора
27 октября 1901 г. весь личный состав флотских экипажей и учебных отрядов в количестве 14 тыс. человек после молебна начал расчистку площади. Работы продолжались всю осень. Весной начались земляные работы.
8 мая 1903 г. состоялась торжественная закладка стен в присутствии императора Николая II и членов императорской фамилии.
В 1907 г. начата внутренняя отделка, а с 1908 г., когда была введена в строй система отопления, работы внутри стали вести круглый год. Помощниками строителя были академик архитектор Г. А. Косяков, инженеры А. И. Виксель, А. А. Ламагин, А. А. Алексеев, инженер профессор П. И. Дмитриев, художник архитектор Н. Л. Подберезкий, десятники А. И. Смирнов и Р. И. Князев. Роспись стен и сводов, мозаики в главном портале выполнены по оригиналам М. М. Васильева, иконы — А. В. Троицкого, наружные мозаичные и майоликовые иконы по оригиналам Ф. Р. Райляна.
Ковры жены моряков вышивали шерстью, а серебряное шитье выполнялось мастерской Е. М. Бертельсон. Работа эта заняла около года и выполнялась безвозмездно. Здание было оборудовано по последнему слову техники того времени. Для уборки имелась стационарная пылесосная станция системы А. Бордига, установленная в подвале фирмой «Иохим и К°». Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку огромного собора. В подвале также размещались агрегаты и приборы системы отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную центральную систему отопления. В соборе имелось около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей. Сложная и оригинальная для того времени система освещения прекрасно дополняла великолепие внутренней отделки и производила сильное впечатление на молящихся.
В плане собор повторял храм св. Софии с несколько измененными пропорциями. Центральная открытая часть под куполом вмещала 3000 молящихся, кроме того люди могли стоять на галереях с хорами. Длина здания — 83,2 м, ширина — 64 м, высота с крестом — 70,6 м. Снаружи собор был облицован гранитным цоколем и серо-желтым кирпичом и украшен гранитными полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, мозаичными иконами. Над северными воротами помещался образ Божией Матери, над южными — образ святителя Митрофания, над западными — св. апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и св. Иоанна Рыльского.
Купол имел диаметр 26,7 м, крыши покрыли медью и украсили золочеными крестами и орнаментами. Внутри собора на мраморной панели размещались памятные доски из черного мрамора с именами погибших моряков. Два яруса галерей поддерживались колоннами искусственного мрамора. Иконостас был изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора с мозаичными и бронзовыми украшениями. В нише главного входа со стороны Якорной площади располагалась часовня Спаса Нерукотворного.
На постройку и украшение собора было израсходовано 1955 тыс. рублей, в том числе казенных денег 1675 тыс. рублей, пожертвовано моряками 280 тыс. рублей. Кроме того, для постройки собора было бесплатно отпущено: пушечной бронзы 1007 пудов, лома красной меди 700 пудов и для крыш зеленой меди 5000 пудов.
10 июня 1913 г. состоялось торжественное освящение Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. Около Морского собора был врыт в землю гранитный столб с бронзовой доской, на которой было написано, что на этом месте при закладке собора стояла царская фамилия.
Отец Иоанн Кронштадтский не дожил до окончания строительства, но как молитвенное напутствие звучат его слова, сказанные в письме к контр-адмиралу В. П. Верховскому от 4 марта 1898 года:
«…Да созиждется достойный Дом Божий для морских чинов в Кронштадте, хотя не спешно, но прочно и достойно славного флота. Да проистечет из него благословение Вседержителя на все воинство морское. Да положит Господь на сердце Государю, как некогда Давиду, желание и ревность создать Дом Божий на острове Котлин среди волн финских…»
Дальнейшая история Морского собора
На следующий год после освящения собора началась Первая мировая война. Боевые действия на Балтике велись достаточно далеко от Кронштадта, но и здесь Морской собор служил флоту. Сюда приходили молиться моряки перед уходом кораблей в район боевых действий, здесь родные и близкие заказывали молебны о здравии. Жестокая война добавляла все новые и новые имена к мартирологу на памятных досках, частыми стали поминальные службы.
В 1918 году здание собора, как и все церковные строения в Советской России, было национализировано и в марте 1919 года передано по договору в пользование прихожанам. В первое послереволюционное десятилетие — до начала 1927 года — Морской собор входил в единый приход вместе с Богоявленской церковью, и общий список их прихожан в 1919 году составлял 946 человек.
Морской собор был закрыт первым из приходских храмов Кронштадта. Закрытие собора состоялось 14 октября 1929 года, церковная служба была прекращена, а собор был передан в собственность Кронштадтского Совета. Имущество собора по оценочной описи (около 2000 предметов утвари, мебели, облачений, оборудования, книг и пр. на сумму 39 389 рублей 10 копеек, в том числе и памятные доски — 130 черного мрамора и 20 белого — по 5 рублей за штуку) в основном перешло в ведение Госфонда. 41 предмет, среди них 14 андреевских знамен бывших флотских экипажей, модель собора, золотой крестик, передали Военно-морскому музею, а 49 предметов достались Русскому музею для планируемой выставки «Изобразительное искусство и война». Серебряные церковные ценности общим весом 37 кг и несколько золотых колец были переданы в Северо-Западную контору Госбанка.
Трагическая судьба ждала почти все 17 колоколов храма. В январе 1930 года Особая часть Леноблфинотдела издала приказ о передаче Кронштадтскому отделению Рудметаллторга не только всех колоколов, но и металлической церковной утвари для переплавки. Вечером 14 февраля 1930 года с собора торжественно сбросили колокола и подняли красные флаги. Оставлен был лишь второй по весу колокол в 295 пудов (4726 кг). По одной из версий, с его снятием не справились рабочие, по другой — он был сохранен для того, чтобы своим звоном оповещать город о химической тревоге. Семь позолоченных крестов оказались сброшены с собора позднее, чем колокола.
1 июля 1931 года Особая часть по Госфондам сняла с учета мраморный иконостас и 6 мраморных престолов «за неликвидностью», дав этим разрешение на их уничтожение. Все 150 памятных досок с нанесенными на них золотом именами деятелей и героев флота за 200 лет его существования были сняты со стен галерей и частью разбиты, частью использованы при изготовлении электрощитов для Морского госпиталя и фортов, а частью попали в общественную баню и использовались в качестве удобных сидений вместо деревянных. Несколько мраморных досок из собора были переданы в Центральный Военно-Морской музей, но и там они в 1970 году оказались списаны и пропали.
В 1932 году в соборе был открыт кинотеатр «Нью-стар», названный затем именем Максима Горького. В качестве кинотеатра храм просуществовал менее 10 лет. В 1939 году уникальное здание было передано Балтийскому флоту под Дом офицеров. С тех пор, благодаря посильным заботам инженерной службы Кронштадтской базы, оно в течение полувека сохраняется в относительно благополучном состоянии: в обитаемой части собора производились текущие ремонты, действовало отопление и т. п.
В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. кинотеатр в соборе закрыли. На вершине купола был оборудован и до снятия Ленинградской блокады действовал наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В собор попало несколько немецких снарядов: три с юго-восточной стороны пробили купол и разорвались внутри здания, один — с северной — ударил в восьмигранник основания купола. В конце войны пробоины в куполе заделали, зрительный зал и обитаемые помещения отремонтировали, и кинотеатр возобновил свою работу.
В начале 1950-х годов, было решено построить внутри собора настоящий киноконцертный зал со сценой, партером, балконом и вспомогательными помещениями.В 1953-1954 годах проводились сложные работы по реконструкции и приспособлению здания под зрительный зал гарнизонного военно-морского клуба. Для сохранения подкупольного пространства был выполнен подвесной потолок, на котором по эскизам художника А. Трескина изображены батальные сцены.
22 февраля 1955 г. накануне 37-й годовщины Советской Армии и Военно-Морского Флота состоялось открытие в здании собора клуба Кронштадтской крепости. Общая вместимость зала — 1200 человек. Потолок и стены были украшены росписями на военно-морские темы, зал освещался люстрой на 300 ламп. В нем проводились концерты, торжественные собрания, вечера.
В начале 60-х годов Кронштадтская крепость была упразднена, сокращена численность гарнизона. Матросский клуб разместили в здании бывшего Морского собрания на улице Советской, а киноконцертный зал, размещенный в соборе, стал филиалом Дома офицеров. В 1976 г. здание Морского собора было взято под охрану государства как памятник архитектуры, и на средства военно-морского флота были проведены большие ремонтные и реставрационные работы.
В ноябре 1978 г. после пожара в здании Матросского клуба, он был размещен в Морском соборе до окончания ремонта и реставрации в 1980 г.
Выполняя приказ главнокомандующего Военно-морским флотом об открытии музея в здании Морского собора, сотрудники Центрального военно-морского музея за время ремонтных работ подобрали экспонаты и создали экспозицию.
8 мая 1980 г. состоялось открытие музея «Кронштадтская крепость», филиала ЦВММ. Экспозиция, размещенная на хорах и галереях в семи залах общей площадью 900 кв. м., насчитывает около 3000 экспонатов. Морской собор, как и прежде, продолжает служить военным морякам и Военно-Морскому Флоту России, являясь памятником архитектуры федерального значения.
В настоящее время здание состоит на балансовом учете Морской инженерной службы и находится в пользовании Кронштадтского Дома офицеров.
В правой галерее первого этажа освящен престол, и в праздничные и некоторые воскресные дни по соглашению с администрацией Дома офицеров причт собора Владимирской иконы Божией Матери проводит здесь богослужения. В будущем планируется восстановление уничтоженных памятных мраморных досок. Кронштадтский Морской собор должен вновь стать главным храмом всего русского флота, центром нового института флотского духовенства.
14 апреля 2000 г. состоялась встреча главы города Кронштадта Виктора Сурикова с викарием Московской Патриархии, епископом Саввой, отвечающим в Синодальном совете за связи Церкви с Вооруженными Силами России. Поводом для приезда епископа в Кронштадт стал вопрос о передаче Морского собора Русской Православной Церкви и перспективах возрождения святыни в прежнем величии. По величине этот памятник архитектуры является вторым в России после Храма Христа Спасителя. По мнению владыки, собор должен быть восстановлен как главный храм-памятник российским морякам. В нем планируется воссоздать мемориальные доски с именами моряков, погибших за Отечество.
7 августа 2002 года при попытке установки на купол храма семиметрового креста он упал на землю. При монтаже креста оборвался трос. Жертв и пострадавших не было. Крест, который был когда-то основным навигационным ориентиром в Невской губернии, устанавливали вертолетчики Балтийских авиалиний. Это уже второй крест, который был изготовлен для Кронштадтского морского собора. Первый делали в 1996 году, но на его позолоту денег не нашлось. Новый крест сделали всего за два месяца. Его хотели установить ко Дню Военно-Морского флота 2002 г., но технические детали операции вовремя согласовать не удалось. При падении крест смялся и не подлежал восстановлению.
И лишь 24 октября 2002 г. на куполе величественного Морского собора в Кронштадте был установлен семиметровый крест весом около двух тонн, изготовленный на Царскосельском заводе «София». 2 ноября 2005 г., в день рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского, в Морском соборе Кронштадта была отслужена первая, с момента его закрытия, Божественная Литургия, которую провел протоиерей Святослав Мельник. Службы пока ведутся эпизодически.
Выпили в Кронштадте, а дальше не помню
UPD Те самы ручки-рыбы, которые сразили меня на повал...стырено у Люмбрикус с ЖЖ
Вчера мы с rainning_man умудрились культурно выпить вот у этого чудесного здания.
Кронштадтский Николаевский Морской собор
историческое справко для собутыльника 8)
Вчера мы с rainning_man умудрились культурно выпить вот у этого чудесного здания.
Кронштадтский Николаевский Морской собор
историческое справко для собутыльника 8)