ПЯТНИЦА — персонаж в восточнославянской и
отчасти южнославянской мифологической традиции, продолжение культа
главного женского божества славянского пантеона — Мокоши. Культ
Пятницы, позднее соединившийся с почитанием святой Параскевы Пятницы у
восточных и святой Петки у южных славян, долгое время сохранял в
народных представлениях некоторые черты исходного языческого образа.
У восточных славян Пятница стала персонифицированным
представлением нечетного дня недели, следующего за четным днем,
четвергом, посвященным различным ипостасям громовержца Перуна. В паре
четверг—пятница особенно ясна взаимная связь оппозиции "чет — нечет" и
"мужской — женский".
Пятница, иначе называвшаяся льняницей, была
покровительницей пряжи и льна, "женской святой", занимающейся повоем. В
этот день запрещалось прясть и купать детей. Существовало поверье, что
тот, кто не постится в святую пятницу, может утонуть.
Вероятно, этим объясняется бытовавшее в Украине представление, что
Пятница ходит исколотая иглами и заверченная веретенами, потому что
нечестивые женщины прядут в посвященные ей дни. Согласно "Стоглаву" (XV
в.) и другим древнерусским текстам, в день Пятницы женщины не пряли и
не стирали, а мужчины не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не
засорить ей глаз. В случае нарушения запретов Пятница может покарать
болезнями глаз и другими бедами.
У восточных славян деревянные скульптуры Пятницы
ставились на колодцах, что символизировало соединение женского
мифического начала с водой и пряжей: ей приносили жертвы, бросая в
колодцы ткани, нитки и овечью шерсть. Сохранились ранние свидетельства
почитания восточными славянами 12 Пятниц, которые в своей негативной
функции иногда соотносились с 12 лихорадками. В частности, существовало
поверье, что от лихорадки избавляется тот, кто постится в шестую
пятницу.
И у восточных, и у южных славян Пятница часто
связывается с мышами. В украинских сказках Пятница вместе со Средой и
Понедельником выступает в качестве трех персонажей, по функции сходных
с тремя дочерьми Бабы-Яги — Ягишнами, — несущими службу на подступах к
городу. С другой стороны, в духовных стихах Пятница обычно описывается
как женщина со свечой, дающая заповедь поститься в свой день. А на
старых северорусских иконах Пятница иногда изображалась на обороте
образа Богоматери.
Источ.: Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992.